ОЧЕНЬ КРАТКАЯ ИСТОРИЯ НАУКИ.

Истоки науки теряются в глубокой древности человечества. Первоначально, зачатки научного познания были тесно переплетены с религией. Ритуал и магия вытупали тогда как способ приобщения к знанию. "Научная составляющая" в религиях существенно выросла в связи с возникновением древних цивилизаций: в Месопотамии, Египте, Центральной Америке и Северо-западной Европе (мегалитическая культура Северо-западной Европы), в Древнем Китае и Индии. Возникновение писменности у этих цивилизаций (за исключением, разумеется, дописьменных мегалитических культур Северо-Западной Европы) явилось важнейшим фактором дальнейшего развития науки. Именно тогда начинают формироваться первые научные дисциплины: математика, астрономия, инженерные навыки, медицина. И всё же, решаюшим моментом в её становлении является возникновение "доказательной науки", когда греки начали доказывать теоремы. Если науку трактовать как знание с его обоснованием, то вполне справедливо считать, что она возникла примерно в V веке до н.э. в городах-полисах Греции (Фалес Милетский, 640/624 — 548/545 до н. э., доказывающая геометрия) - очаге будущей европейской культуры.

Дальнейшее развите науки не было исключительно поступательным. Даже древние греки, при всей своей любви к философии, смотрели на ремесло механика, как на занятие простолюдинов, не достойное истинного учёного. С приходом мировых религий наука, зачастую, оказывалась противопоставленной им. Один из отцов христианской церкви, Тертуллиан, утверждал, что после Евангелия ни в каком ином знании нет необходимости. Подобным образом рассуждали и мусульмане. Когда арабы захватили Александрию, они окончательно сожгли (видимо, в 7-8 веках) то, что осталось от знаменитой Александрийской библиотеки: халиф Омар заявил, что раз есть Коран, то нет нужды в других книгах. (Первый раз Александрийская библиотека сгорела в 48—47 годах до н. э., точных данных о причинах и последствиях пожара на сегодняшний день нет; второй раз, в 273 г., римский император Аврелиан разрушил и сжёг библиотеку при взятии Александрии, оставшиеся свитки перенесли в храм Серапеум; в 391 г. толпа христиан-фанатиков под руководством патриарха Теофила разрушила Серапеум). Эта догма господствовала вплоть до начала Нового времени. В XVII веке, в эпоху возрождения знаний, инквизиция преследовала Галилея и сожгла на костре Джордано Бруно (справедливости ради надо указать, что даже сами инквизиторы, допрашивавшие Джордано, признавали его необычайно одарённым человеком, а его идеи считали гениальными прозрениями; истинной же причиной сожжения великого учёного, скорее всего послужило его утвержение о необходимости отказа церкви от её имущества, чего, конечно же, церковь стерпеть не могла). Невежественными монахами было также уничтожено великое множество бесценных предметов культуры цивилизаций Нового света, на том основании, что считались ими языческими, дьявольскими, оскорбительными для христианства (правда, именно монах-францисканец Диего де Ланда и положил начало изучению культуры майя), и хотя подобная точка зрения была характерна для большинства европейцев того времени, именно предствители религии отстаивали её наиболее последовательно и с наибольшим рвением.

Фалес Милетский Джордано Бруно Галилео Галилей

Изобретатели новых механизмов тоже подвергались гонениям; к примеру, в 1579 году в Данциге был казнен механик, создавший лентоткацкий станок. Причиной расправы было опасение муниципалитета, что это изобретение вызовет безработицу среди ткачей. Понимание роли науки пришло лишь в эпоху Просвещения, когда в 1662 г. возникает Лондонское Королевское общество, а в 1666 г. Жан-Батист Кольбер, знаменитый министр Людовика XIV, создал первую Парижскую Академию Наук. С этого момента наука стала получать организационную и финансовую поддержку государства.

Тем не менее, в эпоху раннего средневековья, монастыри сыграли очень важную роль в сохранении античного знания. Несмотря на то, что многие древние пергаменты, хранившие ценные знания предшествующих цивилизаций безжалостно смывались невежественными монахами, дабы записать на них свои сакральные тексты, именно монастыри нередко оказывались собирателями и хранителями древнего знания. Многие видные священослужители выступали одновременно и просветителями для своего времени. Таковым, например, являлся великий Алкуин Йоркский - учёный и поэт, важнейший из вдохновителей так называемого первого Возрождения (Каролингский Ренессанс), глава придворной школы Карла Великого (Академия Карла Великого), ставший в последствии аббатом в городе Туре на реке Луара, где тоже основал и возглавил монастырскую школу. Или же его приемник в должности руководителя школы при дворе Карла Великого - Эйнхард, франк по происхождению, настоятель монастыря Зелигенштадт, учёный, деятель «Каролингского возрождения», историк и биограф этого великого императора. Или французский монах Герберт из Орильяка, познакомивший европейцев с арабскими цифрами, в том числе и нулём, и основашим в Реймсе гуманитарное училище – первое в католической Европе. (Европейцы знакомились с арабской ученостью, приезжая в Кордовский халифат – страну, в течение многих столетий занимавшую большую часть Пиренейского полуострова. На рубеже 970-х годов в библиотеках Кордовы стал неизменно появляться некий приезжий в мусульманском одеянии. То был переодетый французский монах Герберт из Орильяка, знавший греческий, арабский и еврейский языки и охочий до новых знаний. Многое интересовало его – астрономия, философия, музыка, но особенно новые цифры. Узнав все что мог о цифрах, Герберт вернулся в лоно католической церкви. Из Кордовы он привез множество рукописей. Он принялся делиться добытыми у арабов знаниями и основал в Реймсе гуманитарное училище – первое в католической Европе, но священники отнеслись к языческим цифрам с неприязнью. Любопытный монах подвергся яростным нападкам.) Даже Джордано Бруно, тоже изначально был священником (сана его лишили уже в эпоху его гонений).

Храбан Мавр (слева) и Алкуин
(в центре) подносят свои книги
епископу Отгару Майнцскому
Эйнхард Карл Великий

Не следует также забывать, что до возникновения первых европейских университетов, школы при монастырях и церквях были единственными образовательными учреждениями в Европе. Как видите, роль религии в истории науки (по крайней мере, до начала периода классического средневековья (середина XI - конец XV века)) не однозначна и противоречива, как, собственно, и вся история в целом. Подробнее с фактологической стороной истории науки можно ознакомиться по следующей таблице (см. "История становления науки и техники").